Виктор Прядеин о самоочищении от «псевдо-СРО», махинациях с компфондами, пользе регионализации и будущем НРС

Уже почти год строительная отрасль работает по новым правилам, в их числе значится и ряд новелл Федерального закона № 372-ФЗ, кардинально изменивших условия деятельности саморегулируемых организаций в строительстве. Наш добровольный столичный эксперт отметил наиболее важные моменты в интервью исполнительного директора Национального объединения строителей Виктора Прядеина, в котором были даны оценки первых результатов реформирования системы СРО.

***
О самоочищении и компфондах
Главный положительный итог реформы саморегулирования – запуск механизма самоочищения строительной отрасли от «псевдо-СРО». С момента принятия Федерального закона № 372-ФЗ из Государственного реестра исключены сведения о 62-х СРО. Шесть из них прекратили работу в результате реорганизации и присоединения к другим СРО. Остальные 56 исключенных СРО имели те или иные нарушения обязательных требований. Надо отметить, что 12 СРО не стали дожидаться проверок Ростехнадзора и направили заявления о добровольном исключении сведений о них из Госреестра.
Результаты дают и усиление контроля за компенсационными фондами СРО.
На сегодняшний день установлены фактические размеры компфондов, оставшихся в распоряжении саморегулируемых организаций. Общий объём средств строителей, размещённых на специальных банковских счетах, – порядка 73-х миллиардов рублей. Это примерно 65% всех «дореформенных» денег СРО. К сожалению, как выяснилось, значительная часть СРО, которые впоследствии были исключены, вообще не переводила в банки средства компфондов, а остальные делали это лишь частично. Так, после исключения из реестра 56-ти СРО на спецсчёт НОСТРОЙ банки вернули всего 5% уплаченных их членами денег – 1,919 миллиарда рублей, хотя внесено было более 36-ти миллиардов.
Средства компенсационных фондов исключённых СРО НОСТРОЙ по закону обязан перечислить в новые СРО, куда вступили строительные организации после исключения старой СРО из Госреестра. От строителя требуются соответствующее заявление и несколько документов. Также Нацобъединение должно выплачивать из этих средств компенсации в случаях причинения вреда по объектам, построенным бывшими членами исключённой СРО.
Увы, чаще возникают ситуации, когда желающих получить деньги больше, чем перечисленных в НОСТРОЙ средств. Из 56-ти исключённых СРО вообще ни копейки не оказалось на специальных банковских счетах у 18-ти организаций. Ещё 16 СРО зачислили на спецсчета просто микроскопические суммы – несколько миллионов, при том, что со строителей они собирали сотни миллионов и даже миллиарды. В этих случаях всё до копейки, по словам Виктора Васильевича, возвращается первым обратившимся строителям. Остальным, к сожалению, вынуждены отказывать. Всего НОСТРОЙ получил 5,5 тысячи заявлений на перечисление средств компенсационных фондов. Из-за нехватки денег более половины заявителей получили отказы. Средства полностью или частично были перечислены в СРО за 1.713 строительных компаний. Это почти 700 миллионов рублей, которые, по сути, вернулись в саморегулируемые организации. Ещё 800 заявлений, как сказал господин Прядеин, сейчас в работе.
О регионализации
Что касается принципа регионализации, то территориальное перераспределение строительных организаций дало системный эффект. С одной стороны, саморегулируемым организациям легче контролировать своих членов, если они работают в одном регионе. С другой стороны, строители теперь могут участвовать в работе органов управления СРО лично, а не через доверенности, которые раньше массово выдавали лицам, близким к руководству СРО. Саморегулирование превращается из «бизнеса» для узкой группы людей в общественно значимую деятельность по выработке общей позиции по всем сложным вопросам строительства, включая контроль СРО за своими членами, защиту интересов строителей. Как отметил Виктор Прядеин, введение принципа регионализации никоим образом не ограничивает право строительной компании выполнять работы на территории всей страны. Анализ контрактной базы в сфере строительства по госконтрактам показывает, что большинство контрактов – небольшие, на несколько десятков миллионов рублей. И заключаются они в том регионе, где строительная компания и «прописана». Никто за такими контрактами за тридевять земель не ездит.
Благодаря всё той же регионализации СРО стало проще не только контролировать строительные организации, но и защищать интересы строителей, принимающих участие в конкурсах на заключение строительных контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках осуществления общественного контроля СРО имеют право инициировать проверки ФАС в отношении закупок, которые нарушают или могут нарушить права строительных компаний, гарантированные законодательством.
О стандартах
Основная задача стандартов на процессы выполнения работ – создать условия для повышения качества и безопасности строительства. По этой причине применение таких стандартов строительными компаниями стало обязательным предметом контроля со стороны СРО. Эти функции сегодня закреплены в Градостроительном кодексе. По поручению Совета НОСТРОЙ НИУ «МГСУ» в 2017 году провёл инвентаризацию фонда стандартов, который включал в себя 235 СТО. По результатам инвентаризации подготовлены и внесены поправки в 92 действующих стандарта НОСТРОЙ, а также предложен для утверждения перечень из 140 СТО, которые могут подлежать контролю за их соблюдением членами СРО. В последующем этот перечень был дополнен. Сегодня в нём 167 СТО.
О Национальном реестре специалистов
Как отметил исполнительный директор НОСТРОЙ, немало времени и сил потрачено на формирование Национального реестра специалистов в строительстве. По данным на 25 апреля 2018 года в НРС включено уже 148.066 специалистов. В общей сложности в НОСТРОЙ поступило свыше 167 тысяч заявлений. Над их обработкой трудились более ста человек. Работали в две смены. В пиковый период количество поданных заявлений доходило до трёх тысяч в день. Сейчас остатков по нерассмотренным делам нет. Но поток заявлений не прекращается – НОСТРОЙ получает их до 400 в день. Постоянно действующая комиссия рассматривает заявления дважды в неделю. Всего в 2018 году, как отметил Виктор Прядеин, прогнозируется поступление более 40 тысяч заявлений.
Однако наполнение реестра – это только начало работы. Дальше строительные СРО должны начать проверять, какие специалисты, у какого подрядчика – члена СРО действительно выполняют свои трудовые функции. Эту информацию также должны требовать и контролировать заказчики. А органы государственного строительного надзора – местные, региональные и федеральные – в своих актах проверок и предписаниях должны эти сведения отражать. И когда все четыре составляющие этой системы начнут работать – наполнение НРС специалистами, проверки со стороны СРО, требования заказчика и контроль со стороны государства, – тогда система по-настоящему заработает. По мнению Виктора Васильевича, 2018 год – это тот период, в течение которого система сформируется полностью.
Вместо послесловия
«Мы уже почти год живём по новому Федеральному закону № 372, который кардинально изменил систему строительного саморегулирования, – сказал господин Прядеин. – Мы уже видим на практике, как работает закон, и какие в нём есть «узкие места». Поэтому в декабре прошлого года на Всероссийском съезде СРО был утверждён разработанный Экспертным советом НОСТРОЙ перечень поправок в Градостроительный кодекс. Работа по обсуждению перечня возможных поправок в настоящий момент продолжается».


Источник новости: Информационный портал "ЗаНоСтрой.РФ" (http://zanostroy.ru/)

Назад